Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

 Прожиточный минимум

на 2024 год

14 526 руб.

 труд. населения – 15 833 руб.

пенсионеров – 12 492 руб.

детей – 14 378 руб.

banner vse dlya invalidov

Судьба человека

Время скоротечно и бесконечно.

Только оно является главным жизненным учителем, судьёй и другом. Человек только родился, весь мир у его ног… вот он юный, потом взрослый …. и в один миг осознал – жизнь закончилась. Человек оглядывается,…. а время скоротечно и бесконечно…

Часто ли мы в суете времени смотрим по сторонам и обращаем внимание на других людей, особенно пожилых, которые прошли свой жизненный путь, имеют багаж памяти, знаний и духовных ценностей. Пока мы молоды и полны сил, редко интересуемся прошедшим, а с возрастом это желание становится достаточно сильным, да только спросить бывает уже не у кого.

В МБУ ЦСО Белокалитвинского района принесли дневник воспоминаний и размышлений Ореховой Валентины Федоровны, проживавшей в п. Синегорский. Валентина Федоровна ушла из жизни в 2012 году, а вся ее жизнь уместилась на 11 листиках обычной школьной тетрадки. Только представить - 11 листиков переживаний, терзаний, горя, любви, радости и памяти.

Давайте же ценить и уважать тех, кто рядом, не после смерти, а при жизни.

Дневник

воспоминаний и размышлений

Ореховой Валентины Федоровны.

29 октября 2010 г.

Осень! С деревьев облетают листья. И, кажется, что листья – это дни жизни. Вот налетит ветер, унесет разноцветную листву в никуда. И останутся только воспоминания о цветущей весне, когда деревья одевались в зеленый наряд, затем появляются цветы, затем деревья плодоносят. Все это похоже на человеческую жизнь.

Вот и моя жизнь пролетела. Незаметно перешагнула 80-летний рубеж. Память хранит многое, но вот рассказать некому. Мужья умерли. Детей не было, естественно, нет и внуков.

И решила я вести дневник воспоминаний. Буду рассказывать, а мой социальный работник будет записывать, так как со зрением у меня давно серьезные проблемы, очень плохо вижу, да и руки дрожат.

02 ноября 2010г.

Я, Орехова Валентина Федоровна, родилась 1 июля 1930 г. в поселке Синегорском, тогда это еще был поселок Водный. Вместе с отцом и матерью сначала жила в стандарте № 15, в районе клуба. Сейчас на месте стандартов – пустырь.

Мама – Анна Григорьевна Илларионова, уроженка х. Кочевань Белокалитвинского района.

Отец – Слита Федор Ильич, уроженец с. Кубраки Воронежской области. На фронт ушел 22 августа 1941 года. Единственное и последнее письмо пришло из г. Златоуст. А потом пришло известие о том, сто папа пропал без вести.

Отца я любили очень и до сих пор помню, каким он был добрым.
Папа был очень высоким, более 2-х метров ростом. А обувь носил 46 размера. Если сажал меня на плечи, когда возвращался с работы домой, то мне казалось, что я плыву высоко в небе.

В 1933 году наша семья получила жилье на колонке №1, сейчас это улица Маяковского, д.2, кв. 4.

Отец работал пожарным, а пожарное депо было совсем рядом.

Мама проработала всю жизнь машинистом водоканала.

Всю свою жизнь я прожила на ул. Маяковского, до самой глубокой старости.

20 ноября 2010 г.

В 1939 году я пошла в школу № 4 в первый класс. Директором школы был Тимков Георгий Степанович, инвалид финской войны.

Помню многих своих одноклассников. Сложилось так, что, окончив школу, многие, отучившись далее, стали учителями и преподавали в нашей школе.

Это:

Дедешко Юрий Яковлевич – учитель биологии,

Кабанова Галина Яковлевна – учитель физики,

Ивашина Любовь Ефимовна – учитель литературы,

Максимова Евгения Леонтьевна – учитель математики,

Сурикова Нина Леонтьевна – учитель географии.

Чернокнижников Алексей Михайлович стал управляющим шахтоуправления.

Сальникова Нина окончила медицинский и стала рентгенологом.

Война 1941 года прервала учебу и в школу я вернулась в 1944 году. Училась я очень хорошо, особенно любила математику. После окончания школы сдала документы в педучилище г. Шахты и поступила.

29 ноября 2010г.

Но, видимо, мне не суждено было стать учителем. Время было тяжелое, голод. А денег у меня с собой было 18 рублей. И, хотя я была очень экономной, деньги скоро закончились и, я вынуждена была вернуться домой. Села в автобус, но доехала только до д. Киреевка. Шофер хотел высалить меня, так как денег на билет не было. Тогда я убедилась, что на свете живут и черствые, бездушные люди, как этот шофер, и добрые люди – это пассажиры автобуса, которые подняли крик: «Ты куда дитя в степи высаживаешь!» С их помощью доехала до дома.

17 декабря 2010 г.

В 1948 году вышла на работу на шахту № 12 отметчицей-весовщицей. Сразу заслужила уважение шахтеров, так как никогда не обманывала, отмечала все честно.

Но в 1949 году сомной случилась беда и я пролежала в больнице 4 месяца с заражением крови.

В 1951 году вышла замуж заОрехова Виктора Ивановича, участника Великой Отечественной войны. Прожила с ним в законном браке 21 год. К сожалению, по состоянию здоровья, я не могла иметь детей и мы с мужем расстались.

21 января 2011г.

Часто перед глазами встают картины времен оккупации.

Немцы заняли поселок в ноябре 1942 года. Школу превратили в казарму, где размещался полк казачат «полицаев».

В районе шахты № 1разместили лошадей, там появился конный двор. Это было совсем рядом с нашим домом. И было очень страшно, когда немцы ходили по домам, собирали людей на работу.

Помню случай, один немец подошел к нашему окну и говорит: «Маленькая паненка картошка чистить».

Но мама перед этим замотала мне руку какой-то тряпкой и говорит немцу, что у паненки рука «кранк», то есть болит. Странно, что немцы по-русски не говорили, но ругались матерными словами только по-русски и очень чисто.

5 февраля 2011 г.

В 1942 году, под Новый год, 30 января, нас погнали на расстрел в х. Грушевка. Перед этим в шурф шахты № 8 сбросили мужчину и двух женщин. Одну из них я знала – это была Прасковья Гукалова.

Первую партию, в количестве 44 человек, расстреляли. Имена расстрелянных можно прочитать на досках памяти у Вечного огня в поселке. Среди них Рыбаков, Семен Юшин и др.

19 февраля 2011г.

А вот второй партии повезло – не расстреляли. Получилось так, что расстрел отложили в связи с праздником. А потом атаман х. Грушевка быстро расселил людей на окраине хутора, будто это его сельчане . В общем, одним словом – спаслись. Жаль, что не запомнила имени атамана, только помню густую черную бороду.

01 марта 2011 г.

В феврале 1943 года немцы отступили. И все мы вернулись домой на колонку № 1.Все было разграблено, скот либо увели, либо убили. У нас была корова Кашка немецкой породы. Молока давала много. Поэтому ее забрал себе атаман поселка Уваров Петр.

После освобождения поселка он был расстрелян, ка предатель.

На колонку вернулась 21 семья из 62 человек. Это – Андрияновы, Стариковы, Пахачевы, Мальцевы, Кравцовы, Богдановы. Всех уже и не вспомню.

И все старались восстановить разрушенное, чтобы было не больно смотреть. Жаль, что сейчас это не так. Вот иду на рынок и вижу фундаменты и стены разрушенных зданий, словно после бомбежки. Только голодные псы выбегают из развалин, а людей нет.

Напротив – аптека. Когда-то даже свои лекарства – микстуры здесь изготавливали, а сейчас здание зияет пустыми окнами.

Апрель 2011г.

Мне страшно! Люди, что стало с вашими душами? Почему вы так относитесь в своему родному поселку? Да, перед праздниками можно увидеть, как убираются парки, территории возле своих дворов. Но, все это не возвращает былой красоты и былого имени поселку.

Иногда думаю, что же случилось в стране, что стало с людьми? Ведь раньше в поселке было несколько шахт, автобаза, подсобное хозяйство за Донцом, где летом выращивали овощи: лук, перец,

Помидоры, кабачки, капусту.

Был совхоз. И люди были обеспечены молоком. Кто не ленился за молочком ходил в совхоз. Там на длинных лавках оставляли свою посуду для молока. Ну, а кому нужно было на работу, те могли купить молоко прямо в поселке. Его развозили на лошадях – поставят молочные бидоны на телегу и возят по всему поселку.

Было два детских сада и ясли для детей д 2-х лет, так как молодые мамы в декретном отпуске были очень короткое время.

А какое было ателье! Закройщики – Вера Стасько, Ольга Соловьева – были хорошо известны всем жителям. Ведь в ателье шили все виды одежды: и легкие платья, и костюмы, и зимние пальто, и брюки.

Ателье «Пушинка» брало заказы на вязаные вещи.

Июль 2011 г.

Воспоминания об ателье напомнили мне, что ведь и я окончила когда-то курсы кройки и шитья. В 1960 году на выставке своих платьев я получила I премию – книгу М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Наш учитель Лой Александра Федоровна всегда выделяла мои работы. А соседки удивлялись, какие у меня ровные швы на изделиях.

Сентябрь 2011 г.

Сейчас, нажив уйму болячек, естественно вспоминаю нашу поликлинику и больницу. Ведь у нас в поселке был свой родильный дом и гинекологическое отделение, и хирургия, и терапия.

Сколько можно было бы сказать теплых слов о хирурге толстом! Ведь и сейчас, спустя много лет после его смерти, люди часто его вспоминают и благодарят за спасенные жизни.

Октябрь 2011 г.

Каждый год, осенью, можно было видеть такую картину: по всему поселку стайками люди гонят белых уток. Это совхозная птицеферма продает птицу на мясо.

На другом берегу Донца выращивали молодняк крупного рогатого скота. И осенью стадо совхозное увеличивалось в несколько раз.

А сколько было скотины на личных подворьях! Вечером гонят коз и коров с выпаса домой, так вереницу животных можно было наблюдать более часа.

Декабрь 2011 г.

А сады! Сколько фруктов собирали в Чапаевском саду! Особенно хороши были яблоки и сливы.

До слез жалко экспериментальный сад недалеко от х. Чернышов. Ведь там выводили новые сорта разных фруктовых деревьев, продавали людям саженцы.

Школьники сажали каждый год деревья: парк им. Ленина, Центральный парк.

Центральный парк был местом для отдыха наших людей. Здесь была и танцплощадка, от которой сейчас остался лишь каменный круг; и летний кинотеатр, от которого скоро не оставят и камня.

Январь 2012 г.

Да, сколько было всего: и шахты, и совхоз, и автобаза, и ШСУ, и детские сады, и аптека, и пекарня, и кондитерский цех, и столовая, и цех по производству газированной воды, и складские помещения, и карьер, и подсобное хозяйство – всего и не перечесть.

Ничего этого не стало. Нового построено немного, зато разрушено все.

Иногда, я даже рада, что почти ослепла. Мне не видно руин, развалин и грязи. Слышу только людские разговоры.

Вот наступил Новый год. Возможно с его приходом что-то изменится в моей жизни.

Февраль2012 г.

Жизнь подходит к концу, жизнь меня мало ласкала, больше била. Самые близкие мне люди – мама и бабушка. Их не стало в 1988 году. Первый муж бросил меня в 1972 году. Со вторым прожила 18 лет, с третьим – 10 лет. Мои знакомые называют меня «мать Тереза», так как за всеми мужьями мне приходилось ухаживать, так как были тяжело больны.

Очень сожалею, что со своим последним супругом встретилась поздно. Миша был ласковый, спокойный. Жалел меня. Сыну (сын супруга) говорил: «Если будешь обижать, то из-под земли накажу».

Но оттуда, видимо, не выходят. И сын много меня обижал. Говорил всякие гадости, хорошо - не бил.

Март 2012 г.

Правда, иногда и у нас наступал мир. Если не пил, то и жили мирно. Мне его даже жалко было: словно пес брошенный – без работы, без денег, весь какой-то потерянный. Ходит голодный. И страдает без сигарет.

А потом разозлюсь и начинаю ругаться: чего сидит сложа руки, на что надеется? Ведь надо работать. Я ведь 45 лет отработала в поселке – стала ветераном труда Ростовской области. И пенсию сейчас получаю нормальную.

И работала, и находила время для отдыха – шила себе и знакомым – это была для меня отдушина. Очень любила вышивать крестом. Но, потом зрение испортилось: сначала катаракта, потом глаукома. И тогда я переключилась на комнатные цветы - в основном на разноцветную герань.

Мы с Верой каждую весну высаживали герань в открытый грунт. И она расцветала ковром: красная, белая, розовая.

Вот только в этом году герань погибла. То ли перемерзла, так как в начале зимы было очень холодно, то ли кошка все перепортила.

Апрель 2012г.

Через несколько дней буду переезжать на новую квартиру. Дольше так жить невозможно.

На один уровень выше
Ноябрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Время:

Мы в социальных сетях

VK60x60 OK60x60