Официальный сайт Администрации
Прожиточный минимум |
на 2024 год 14 526 руб. |
труд. населения – 15 833 руб. пенсионеров – 12 492 руб. детей – 14 378 руб. |
Товары и услуги влияют на качество, безопасность жизни человека. Они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска – соответствующим положениям законодательства. С целью чествования сотрудников контролирующих структур и защиты интересов потребителей учрежден международный праздник.
Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта 2018 года - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» («Making digital marketplaces fairer»)
Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. В этом году он пройдет под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» («Making digital marketplaces fairer»).
Сегодня электронная коммерция является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики, и ее гармоничное развитие способно расширить ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг), снизить их стоимость и сделать их более доступными для потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей, а также менее обеспеченных слоев населения.
По мере глобального развития электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети "Интернет" (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) недобросовестные участники рынка умело эксплуатируют правовую неграмотность потребителей в целях получения максимальной выгоды, что причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Поэтому назрела необходимость повышения цифровой грамотности потребителей, для того чтобы они могли пользоваться всем спектром Интернет-технологий, умели находить в сети информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в Интернет-магазине, а также владели навыками защиты от виртуальных угроз.
При этом потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.
Законодательство в сфере защиты прав потребителей
Хотя законодательство в области правовой защиты потребителей возникло только в XX веке, проблемы взаимоотношений между покупателем и продавцом, заказчика и исполнителя волновали юристов и философов с давних пор.
Самое первое свидетельство правового регулирования договоров купли-продажи – Законы царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). В них, в частности, запрещалось обвешивать покупателей, продавать негодный товар.
Кладезь политической и правовой культуры – римское право. Его нормативы предписывали продавцу гарантировать качество товара, предупреждать о скрытых недостатках продаваемой вещи. За предоставление несоответствующей товару информации продавец мог понести ответственность.
Средневековое феодальное право также предусматривало наказание за обман покупателей, а с установлением капиталистических отношений, ростом производства товаров, работ и услуг правовое регулирование сферы потребления становится остроактуальным.
Сейчас практически во всех государствах действуют законы о защите прав потребителей. В большинстве из них закреплены следующие права:
В России словосочетание «защита прав потребителей» используют частные предприятия для юридического названия.
Существует неофициальный термин «потребительский экстремизм». Он отражает стремление покупателя получить выгоду и доход, используя несовершенства законодательства. Такое явление широко освещается в средствах массовой информации США и имеет большой интерес у аудитории.
Книга отзывов и предложений существовала во времена Российской империи. В СССР она относилась к документам строгого учета. Ей посвящена повесть А. Чехова и комедия Э. Рязанова.
Главные подходы к защите интересов покупателей определила Генеральная Ассамблея ООН 9 апреля 1985 года.
Общественное движение «Справедливая торговля» внесло значительный вклад в сферу. Оно разрабатывает и контролирует стандарты, маркировку, порядок ввоза товаров, механизмы торговли. Учреждение основано 1 апреля 1960 г. Оно имеет более 200 организаций-участников в 115 странах.
Классификация потребителей
Конечные пользователи | Потребители, непосредственно использующие продукт |
Агенты влияния | Потребители, преследующие при приобретении товара или услуги определенную выгоду |
Рекомендатели | Потребители, мнение которых может оказаться решающим при покупке товара |
Заказчики | Те, кто контролирует приобретение товара или услуги |
Инвесторы, спонсоры | Лица, от которых зависит приобретение товара или услуги |
Саботажники | Лица, противящиеся покупке нового продукта |
Экстремисты | Потребители, стремящиеся к выгоде и доходу путем возврата товара продавцу или изготовителю |
МБУ ЦСО Белокалитвинского района Всемирный день защиты прав потребителей - 15 марта. 2018
На один уровень выше